Вложений: 1
Детектор пробуксовки ведущих колёс
Всех приветствую на форуме! Обращаюсь сюда за помощью и для обсуждения разработки девайса для автомобиля на МК, детектирующего пробуксовку ведущих колёс (заодно и срабатывание АБС) при плохом сцеплении с дорогой (гололёд и пр.). Есть мысль возложить на него и индикацию того факта, что одно из колёс подспущено. Нарисовал схему на ещё советских микрухах, проверял её в Circuit Design Suite 10 - работает. В реале - что-то не так со счётчиками К555ИЕ7 - то ли подпаленые попались (новых не было), то ли ещё что. Идея такая - тактовый генератор с периодом в 0.5 сек сбрасывает всё в исход. Если за этот период произошло превышение (или наоборот меньше) числа импульсов от датчика АБС переднего левого колеса по отношению к заднему левому колесу на 16 (треть оборота, на моей на диске колеса - 48 зубьев), то вспыхивает лампочка на приборке и тактовый сбрасывается принудительно для нового отсчёта периода. То же самое и для правой пары колёс. На индикацию заводится и дискретный сигнал от мозга авто при сработке АБС. Разницы в 16 импульсов должно хватить (по прикидочным расчётам) чтобы не вызывать срабатывание схемы при повороте (развороте). При езде по трассе думал переключать генератор на период в 50 сек - тогда за это время (предположительно) можно отловить подспущенное колесо (это уже факультативно :)) На МК, имхо, можно сделать всё проще, чем на 14-ти микрухах (правда сюда входит и узел самодиагностики при включении - по каждому входу по очереди посылаются импульсы, вызывая срабатывание схемы - лампочка должна моргнуть 4 раза - значит все 4 канала работают). Может кто возьмётся за это? (Дополнительную инфу предоставлю) ;)
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
А откуда берешь импульсы вращения колес?
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Он же написал...от датчиков АВС.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Я понял что с датчиков АВС , а как же тогда штатный АВС? Тупо в параллель?
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Ну не совсем в параллель...Судя по схеме через резистр 22кОм.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Я очень много раз устанавливал на фольцы ASR, на бэхи ASC итп , не легче снять с битой и поставить делов на день,а если делать самому там ещё и мотор согласовать надо чтоб понижал мощность именно сколько надо и не больше ,и ABS чтоб притормаживать буксующую сторону для уравнения вращения диферинциала,а то на льду вообще с места не тронется. Если машина готовится для гонок то внутри салона нужен регулятор порога срабатывания.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Ребята, эк вас на максимум потянуло... :) Мне нужна только индикация, без активного вмешательства в мотор, подтормаживаний и пр.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Цитата:
Сообщение от
Fuse
Ребята, эк вас на максимум потянуло... .
Чем дальше в лес, тем ближе....партизаны.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Цитата:
Сообщение от
джи-дай
Похожа на ЕСП......
извени это не ESP, у этой системы совершенно другое значение, в мануалах легко найти, Почему знаю........... Я гонял на КАМАЗАХ а сейчас на ДАФ принимаю участие в гонках Camion drift(по совместительству Автоэлектрик ДАФА ). И поверьте убрать намного тяжелее чем поставить
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Цитата:
Сообщение от
Fuse
Ребята, эк вас на максимум потянуло... :) Мне нужна только индикация, без активного вмешательства в мотор, подтормаживаний и пр.
Атут расчёт разницы врщения между ведущими и крутящими на Arduino замутить можно :) .причём если только наблюдать зачем в ABS лезть,или я что то не так понял
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Ну замутить-то хоть на чём можно (я хотел-бы на МК :)), а сигнал для девайса брать где-то же нужно? Откуда, как не с датчиков АБС? Ребята, очень надо, ну помогите, пожалуйста, сделать аналог исходной схему на МК!
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Fuse, на сколько срочно тебе нужно сие изобретение? Могу взяться, если не сильно горит. Собственно только прогу писать нужно, а схемотехника на контроллере элементарная получается.
ps я только с pic работаю.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Отлично, alzeus! Временных рамок нет, как сможешь. Только как-нибудь бы сделать в цикле 2 контроля - подсчёт за 0.5 сек и за 50 (надо ещё уточниться с этим интервалом), т.е. чтобы и пробуксовку отловить (в первом сравнении цикла, за короткий интервал времени), и приспущенное колесо (во втором сравнении, за длинный интервал). Входное сопротивление схемы должно быть не менее 22 кОм (чтобы не шунтировать штатную АБС), диапазон частоты входных импульсов - 10 Гц - 1.3 кГц, чувствительность - 100 мВ (можно и ниже), максимальное входное напряжение - 12 В (можно ли обеспечить это самим pic или нужна ещё обвязка?). Схема должна детектировать разницу в 16 импульсов между 1 и 2 каналом. Аналогично и для каналов 3-4. При превышении разницы в 16 импульсов выдавать сигнал индикации (фиксированной длительности около 1 сек, чтобы глаз замечал вспышку). При срабатывании индикации отсчёт времени должен принудительно начинаться снова, т.е. если произошёл факт разницы в счёте в 16 импульсов, то нужно всё обнулять и считать заново, незачем ждать окончания времени счёта. Было бы замечательно, если бы в pic-контроллере был выход с открытым коллектором, чтобы сразу посадить на него лампочку приборки, хотя сомнительно, чтобы у этого ключа была соответствующая мощность для коммутации такой лампочки (не знаю её мощности, мизерная такая, безцокольная, в Ладах-Самарах и пр. такие же). И ещё - я думаю, надо из синуса входных импульсов делать плюсовые, короткие, единицы микросекунд, т.е. работать по фронтам синуса, без учёта их длительности, чтобы максимально уменьшить погрешность детектирования, т.к. 10 Гц (на маленькой скорости) соизмеримо с частотой сравнения (2 Гц), и сильно гуляет в стороны. Если вспомню ещё что-нибудь - напишу. Или ты пиши, что не понятно. Удачи, и огромное спасибо за помощь!!!
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Авто - монопривод или полный? Хотя мне без разницы, хоть все четыре колеса между собой сравнивать , хоть попарно.
Максимальный выходной ток пика - 20ма на ногу, но не более 80 одновременно в сумме.
Во входных цепях на мой взгляд рациональней всего использовать операционник в компараторном включении (324 - как раз 4 штуки в одном корпусе).
Итого 2 корпуса (пик и операцион), стабилизатор, ключ(и) индикации.
Про входные напряжения поподробней напиши.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Монопривод, передний. То, что мне известно о входных напряжениях: датчики АБС - индукционного типа (катушка с магнитным сердечником, мимо проходят зубья на ступице колеса -> генерируется ЭДС). Сопротивление датчиков около 1.6 кОм. Датчики заведены на блок АБС. Один из выводов каждого датчика соединён с "землёй" в самом блоке АБС, второй - сигнальный. Частота напряжения с датчиков прямо пропорциональна скорости автомобиля. Датчики генерируют около 2-х В амплитудного значения переменного напряжения при скорости автомобиля 30 км/ч (в книге есть картинка с осциллографа). При этом частота этой переменки составляет 200 Гц. Т.о., диапазон частот: при 1 км/ч - где-то 6 Гц (нижнюю границу можно выбрать даже герц на 20...40, думаю этого достаточно, т.е. будет работать со скорости 3..5 км/ч), а 150 км/ч - 1 кГц. Амплитуда тоже пропорциональна скорости, но я не знаю этого диапазона напряжений (минимального напряжения, которое они выдают, на скорости, скажем, 5 км/ч, и 150 км/ч). Но как мне кажется, до единиц милливольт оно не упадёт, должно быть ну как минимум сотни милливольт, ну и 12 вольт - это теоретически должен быть максимум, т.к. схема то 12-ти вольтовая (хотя могут и стабилитроны на входах АБС висеть). Сам я не смотрел реальные осциллограммы, нечем. Вот пока всё, что известно про входной сигнал. В моей схеме чувствительность около 25-30 мВ, а перенапряжение ограничиваю диодами. Я думаю, нужно сделать по входу что-то аналогичное, но смотри сам, как удобнее. И ещё по временным интервалам для схемы: интервал для отлова спущенного колеса должен динамически изменяться обратно пропорционально скорости, поэтому каким-то образом нужно ещё усреднять скорость автомобиля (вот тут можно использовать сигналы с 4-х колёс) секунды за 2..4 (чтобы значение средней скорости не прыгало туда-сюда если рассчитывать его за короткий промежуток времени). Я тут посчитал, что при приспуске колеса на 5 см (у меня R15, 205/65, резина высотой в ~13 см от земли, 5см - это чуть меньше половины резины между диском и землёй) >16 импульсов разницы будут набегать за одну секунду при скорости ~43 км/ч. Соответственно при 21..21 км/ч для этого будет нужно 2 секунды, при 86 км/ч - 0.5 секунд, при 172 км/ч (:)) - 0.25 сек. Что касается интервала для детектирования пробуксовки колеса в 0.5 сек., то его нужно сделать фиксированной длины по времени (0.5 сек) в интервале скоростей от минимума (3..5 км/ч) до 86 км/ч, а затем или не учитывать, т.к. уже будет быстрее срабатывать логика цикла для отлова спущенного колеса, т.к. интервал для отлова спущенного колеса сравняется с ним и будет даже меньше при бОльших скоростях, или уменьшать аналогично интервалу для отлова спущенного колеса (в чём нет никакого смысла, раз его заменит та логика). Почему 0.5 сек? За такой период минимально детектируемая разница в скоростях колёс будет ~ 5 км/ч, а если выбрать 0.25 сек - то 10 км/ч, но тогда можно будет использовать это время во всём диапазоне скоростей (если 0.5 - то до 86, а потом не учитывать). Я думаю, что лучше сделать по варианту 0.5 сек - до 86 км/ч и далее эту логику не учитывать - там будет работать для решения двух задач логика для отлова спущенного колеса. И хочу напомнить, что при срабатывании индикации (вспышка лампочки длительностью около 1 сек) временные интервалы должны обнуляться и отсчёт принудительно начинаться заново (то есть по факту срабатывания они будут меньше, чем если срабатывание не происходит и их период выбран в соответствии со скоростью). Надеюсь, что всё понятно объяснил. Если что - пиши.
Спасибо большое ещё раз, что взялся за это.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
а есть иди как реализовать такое но БЕЗ датчика абс ?
если штатной абс нету ?
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
датчики вращения колес все ровно нужны
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
alzeus, ты ещё в теме? ;)
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
Цитата:
Сообщение от
Guliwer
а есть иди как реализовать такое но БЕЗ датчика абс ?
если штатной абс нету ?
никак. покупай от более свежей модели ступицы с датчиками и ставь.
на ступице или приводе стоит шестерня ABS и датчик холла.
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
омг.... не понимаю зачем это вообще нужно... не уж то пробуксовку не почувствовать?
Re: Детектор пробуксовки ведущих колёс
А как вам идея вылавливать с кан шины скорость каждого колеса, плюс положение руля. Для определения спустившего колеса вполне должно хватить. Сам пока до кана не добрался.